Как создаётся музыка к кино?

В этой статье я расскажу, какие этапы проходит музыка от зарождения первых музыкальных идей в голове композитора до выхода её на широкий экран вместе с фильмом.

Что сначала: «курица или яйцо?» Музыка или фильм?

Надо сказать, что ситуации бывают очень разные. Иногда режиссёр обращается к композитору с просьбой написать музыку к фильму еще на стадии работы над сценарием. Тогда композитор имеет массу времени и с упоением может писать по пять вариантов темы главного персонажа, а иногда заказ на музыку может свалиться как снег на голову, и это звучит так: «вся музыка должна была быть записана ещё вчера, срочно пишите!..» Тогда режим работы уже совсем другой… Но главная разница заключается в том, будет ли музыка написана ещё до съёмок и монтажа, или же музыка будет подгоняться под готовые смонтированные сцены фильма.

Мне доводилось работать и по первому, и по второму сценарию. Если в кадре, например, сидит пианист в ресторане и наигрывает некую импровизацию, то гораздо лучше, если эта импровизация будет написана композитором еще до момента съёмки. Или другой вариант, героиня поёт песню. Разумеется, эту песню необходимо сочинить заранее!

Но чаще получаешь заказ уже вместе с черновым монтажом фильма, и тогда задание выглядит так: надо написать лирическую тему, трогательную до слёз, с минуты 01.24 по минуту 03.05, с кульминацией в точке 02.45… И будь добр в этот хронометраж уложиться, ведь герои уже живут своей жизнью на экране фильма. А потом, бац, эта сцена перемонтирована, вырезан кусок, хронометраж изменился!!! Композитор хватается за голову и срочно переписывает музыку, а это порой сделать очень нелегко.

Об отношениях между…

Очень многое зависит от того, удалось ли установить подлинный творческий контакт режиссёру и композитору. Если эти два человека нашли общий язык и чувствуют друг друга, то ДА! есть шанс, что получится что-то стоящее! Режиссёр, он же, скорее всего, совсем и не музыкант, но должен словами передать композитору, что же он хочет, что же он слышит, как же ОНО должно звучать… И может получиться у них такой вот диалог:

— Илья, а он какой? Из чего соткан?

— Олеся, смотри… М-м-м-м… Мельницы, понимаешь? Они романтики. Дон Кихоты. Дерутся с ними. А крылья вертятся, перемалывая всех: и больших и маленьких, и плохих и хороших. Вот, поняла?

— М-м-м-м… Наверное, да.


 — Олеся, а можешь написать тему девушки — обрубка.

— ?????

— Она обрублена войной, как сгоревшее дерево. Ей нужно любить, растить, цвести, а она выгоревшая вся; закрывается, но росточек пробивается, набирает ход, мешает ей и цветет!

— А она какая, девушка?

— Она… Там еще жеребенок под деревьями, река и туман. Вот.

— М-м-м-м-м… Попробую.

А что же дальше?

А дальше композитор работает, ищет темы, вдохновляется образами режиссёра, пишет музыку, не забывая при этом поглядывать на секундомер, чтобы всё совпало! Отсылает материал режиссёру, а тот восклицает: «ДА! Это именно то, что нужно!» или «а вот это не совсем ложится, надо подумать ещё…»

Если планируется запись музыки живым ансамблем или оркестром, то композитору предстоит большая работа по созданию оркестровых партитур и партий инструментов. Зато потом на записи можно ловить кайф от того, как выразительно звучат скрипки и как нежно играет своё соло флейта.

Хотя сейчас всё чаще практикуется музыка электронная, но на мой взгляд, ничто не заменит звучание живых инструментов, ведь музыканты вкладывают душу в исполнение, а это дорогого стоит!

После того, как музыка готова

Остаётся лишь подставить её в нужные места фильма! Дальше уже начинается работа звукорежиссёра, который колдует с готовыми треками и следит, чтобы музыка звучала приемлемо по громкости, не заглушая диалоги героев.

УРА!!! Композитор выполнил свою работу, утёр пот со лба, получил вознаграждение и снова готов в бой! А зритель может наслаждаться новой кинокартиной и, конечно же, звучащей в ней МУЗЫКОЙ!!!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.